Многофункциональная Южанка

Страницы: 1
Многофункциональная Южанка
 
Характеристики моторной лодки "Южанка"

Длина наибольшая, мм4630
Ширина наибольшая, мм1600
Высота борта над водой (средняя), мм370
Угол килеватости днища на транце
Масса мотолодки (без мотора), кг145
Масса мотолодки с тентом и дист. упр. (без мотора), кг161
Грузоподъемность, кг400
Пассажировместимость, чел4—5
Осадка при нормальной загрузке (400 кг), мм150
Объем отсеков плавучести, л365
Допустимая мощность ПМ, л.с.25
Скорость под мотором: "ВИХРЬ" (20 л.с.)
с пятью пассажирами, км/ч
с одним пассажиром, км/ч

26
36
Материал корпусаД1
Первое упоминание о лодке ЮжанкаКатера и Яхты, №17, 1969 год

Группа энтузиастов под руководством инженера Г. Г. Менькова на Черноморском судостроительном заводе провела работу по совершенствованию популярной прогулочной мотолодки "КАЗАНКА". Особенностью новой лодки являются водонепроницаемые 2,75-метровые були объемом по 52 л. установленные на бортах в кормовой части судна.

Були изменили внешний вид лодки, придав ей более современные архитектурные формы, и, главное, улучшили технические и эксплуатационные характеристики. При этом вес "Южанки" (так названа новая моторная лодка) но сравнению с "Казанкой" увеличился на 7,5 кг и незначительно снизилась скорость хода при полной нагрузке под мотором "Вихрь".

Были проведены всесторонние сравнительные испытания обеих лодок. Скорость хода замерялась пробегами на мерном участке длиной 500 м при скорости ветра 6—8 м/сек и состоянии водной поверхности 2—3 балла.

Установка булей благоприятно отразилась на поведении "Южанки" при свежем ветре и волнении. Лодка не заливается, брызгообразование, по сравнению с "Казанкой", незначительно. Испытания показали возможность безопасной эксплуатации "Южанки" с полной нагрузкой (5 человек) под мотором "Вихрь" при волнении до 2 баллов включительно.

Сравнение остойчивости лодок проводилось при размещении людей на сиденьях одного борта. "Южанка" не опрокидывалась, имея на одном борту четырех человек — 338 кг; минимальный надводный борт при этом составлял 55 мм. "Казанка" же имела высоту надводного борта у транца всего 25 мм уже при нагрузке на борт в 267 кг (три человека).

Для проверки непотопляемости кокпит и багажное отделение заполнялись водой. Вместо мотора "Вихрь" был размешен балласт весом 48 кг "Казанка" оставалась на плаву, но имела большой дифферент на корму, а запаса плавучести хватало лишь для того, чтобы поддерживать находящихся в воде людей. При попытке одного человека перейти из воды в кокпит "Казанка" тонула. "Южанка" же оставалась на плаву даже с тремя пассажирами.

Междуведомственная комиссия проводившая сравнительные испытания, дала положительную оценку "Южанке" и рекомендовала ее к серийному производству.

Назначение и основные характеристики

Мотолодка "Южанка" предназначена для прогулок, отдыха, рыболовства, разъездов, туризма и других видов отдыха на воде с подвесным мотором типа "Вихрь" мощностью до 25 л. с и на веслах.

Район плавания — реки, озера, водоёмы с удалением от берега не более 1500 м при состоянии акватории не выше 2 баллов (слабое волнение, местами видны барашки).

Описание "Южанки"

Мотолодка цельнометаллическая из алюминиевого сплава. Лодка разделена на три отсека: носовой водонепроницаемый, средний багажный и кормовой пассажирский.

По бортам, на длине 2700 мм от транца, с наружной стороны установлены були, которые совместно с носовым воздушным отсеком и кормовыми пакетами плавучести обеспечивают плавучесть и непотопляемость лодки.

При заполнении булей полистиролом кормовые пакеты плавучести не устанавливаются. В пассажирском отсеке лодки размещены два двухместных сидения с откидными спинками и одно одноместное. Багажный отсек размещен между 2-м й 3-м шпангоутами и служит для хранения инструмента и имущества во время плавания. Корпус лодки набран по смешанной системе набора, состоящей из продольных ребер жесткости, шпангоутов и 2-х водонепроницаемых переборок (на 7-м шпангоуте — транцевой и на 2-м шпангоуте, обеспечивающей герметичность отсека).

Соединение деталей осуществлено дюралюминиевыми заклепками. Герметичность заклепочных швов обеспечивается за счет прокладки между склепываемыми деталями, уплотнительной ленты. Були выполнены сварными, соединение их с корпусом лодки на заклепках. Для буксировки, швартовки, и переноски лодки предусмотрены 3 ручки: одна (в носовой части, и две — в кормовой).

В нижней части транцевой переборки установлено сливное устройство, с помощью которого можно удалять воду из лодки на берегу.

Мотолодка "Южанка" может комплектоваться тентовым устройством и дистанционным управлением мотора "Вихрь". Тентовым устройством разрешается пользоваться только ня якоре.

Для отражения брызг воды и уменьшения влияния ветра в носовой части лодки установлено съемное ветровое стекло.

Ветровое стекло состоит из двух половин.

К корпусу лодки ветровое стекло крепится с помощью опорных кронштейнов и двух профилей, установленных на палубе лодки.

Отличия "Южанки" от "Казанки-М"

После начала серийного производства лодки "Южанка", такими же булями обзавелась и "Казанка", получив новое название "Казанка-М". Две эти лодки получились практически идентичными. В процессе производства они несколько дорабатывались, так со временем носовая палуба получила рифление, а спустя какое-то время у "Казанки-М" появились продольные реданы. Существует мнение, что корпус "Южанки" был толще, это подтверждает и несколько больший вес согласно характеристикам в паспортах лодок.

"Южанку" сняли с производства

"Казанка" (в народе "Метла") производство которой было налажено в 1955 году долгое время была единственной мотолодкой, выпускаемой массовой серией в торговую сеть. В 1978 году все модификации этой лодки (включая "Южанку") были сняты с производства, за все время было выпущено более 200 тыс. единиц "Казанок" и ее модификаций.

"Южанка-2"

"Южанка-2" также как и "Южанка" выпускалась на Черноморском судостроительном заводе с 1978г. Кроме названия и производителя общего у этих лодок нет.

Страницы: 1
Читают тему