Дорожка и троллинг

Страницы: 1
Дорожка и троллинг
 

автор Александр Кудря

  Описание этой разновидности ловли щуки я встречал еще в юности. В те времена моторные лодки для этих целей использовались крайне редко по некоторым «совковым» причинам, поэтому ловля «в дорожку» (так раньше назывался этот вид рыбалки, пока китайцы не навезли сетей, названых дорожками) проводилась самым простым доступным способом — заброс колебалки на 30-40 метров и последующее плавание на веслах в прогулочном режиме. Сейчас троллинговать стало немного проще и все упирается только в одну проблему — это наличие денег.

  Слово «дорожка» одновременно обозначает и вид снасти, и способ ловли. Достоверно неизвестно, когда появился этот вид рыбалки, как таковой, но, определенно, очень давно. Блесны, найденные при археологических раскопках древнерусских поселений, уже носили выраженный специализированный характер. Узкие, значительной массы – для отвесного блеснения, более крупные и широкие – для ловли на дорожку. Собственно, ловля на дорожку представляет из себя буксировку приманки (или приманок) за гребной лодкой.

Знаменитый Л.П.Сабанеев описал ловлю дорожкой еще в восьмидесятые годы 19-го века. Классик рыболовной литературы не приписывал изобретение этого метода рыбалки россиянам и упоминал о том, что в странах Европы дорожка еще более распространена. В России в то время дорожили обычно крупными колеблющимися блеснами, но в Европе уже применяли первые прообразы девонов, различные варианты вращающихся блесен и искусственных рыбок. Вообще то, ловля на дорожку в прошлом был практически единственный способ эффективной охоты за хищной рыбой на больших водоемах.

  Это сейчас нам кажется – что тут сложного, заякорился в облюбованной точке, десятком-другим веерных спиннинговых забросов обловил окружающую акваторию, переместился в другое место… В прошлом же отсутствие снастей, позволяющих ловлю в заброс, не оставляло другого выхода, кроме как буксировка приманок за лодкой. Как метод, ловля дорожкой сыграла значительную роль в эволюции спиннинговой ловли, как таковой. Первый лопастной воблер Лаури Рапала сделал именно для ловли на дорожку, которой он, собственно, и занимался полжизни – до того, как стал миллионером. По воспоминаниям его сына, у Лаури никогда не было удилищ.

  В простейшем виде дорожка, как снасть, представляла из себя мотовило с леской, оснащенной металлическим поводком с приманкой на конце. Появление удобных спиннинговых удилищ с соответствующими катушками сделало ловлю намного проще и комфортнее – отпала необходимость в гребце, не надо брать лесу в зубы, или закладывать за ухо, как наши предки. Современные спиннингисты целенаправленно дорожкой ловят не часто, но при перемещениях по водоему на веслах (а эти перемещения бывают ой какие долгие) не подорожить просто неразумно. Результаты этой архаичной и вроде бы скучноватой ловли могут быть такие, что весь джиггинг, твичинг и кренкинг отдыхают.

Троллинг

  Троллинг – та же дорожка, но ловля осуществляется с плавсредства, оснащенного мотором. Если судить по фотографиям морских катеров, оснащенных по последнему слову техники, то складывается впечатление, что троллинг – исключительно удел состоятельных господ, подобно «яхтинга» или «джипинга». На самом деле все значительно проще и доступней — супердорогого катера для ловли в наших водоемах не потребуется.

  Лодки, как известно, делятся на два вида – корпусные и надувные. Каждый из видов несет с собой определенные плюсы и минусы. Корпусная лодка, типа «Казанки», «Крыма» или «Прогресса» требует (если вы не живете на берегу водоема) наличия трейлера для перевозки и места для хранения. Также, что весьма немаловажно, не везде(мягко говоря) будет возможность спустить лодку на воду, а затем – забрать ее с воды. Далеко не каждое авто, успешно доставившее лодку до воды, сумеет вытащить назад трейлер с плавсредством даже по пологому песчаному пляжу.

  При этих минусах, корпусные лодки позволяют установку более мощных моторов и намного более управляемы. «Надувнухи» же, изготовленные из ПВХ (поливинилхлорида), не требуют ни трейлеров, ни гаражей для хранения. Определенные усилия и временные затраты, связанные со сбором лодки (электронасос все сильно упрощает) вполне компенсируются небольшим весом и удобством перевозки. К примеру лодка «Storm», имеющаяся у моего одноклассника и товарища по рыбалкам, весит около 50-ти кг при длине 330 см – даже в одиночку ее несложно спустить на воду.

  В эксплуатации надувные лодки безопаснее корпусных, утопить или перевернуть ее непросто, но материал боится механических повреждений. При троллинге на небольшой реке надо быть особенно осмотрительным, как во время ловли, так и при выходе на берег. Затопленные деревья и кусты всегда несут опасность –  на неизученной акватории, особенно на малых глубинах, следует быть особо внимательным.

  Я лично был свидетелем, как пара неосмотрительных троллингистов на среднем ходу наехали на завал из бревен,  скрытый под водой — судя по звуку, винту здорово досталось. Свою собственную лодку я пробил в первый же день, «удачно» пришвартовавшись на дно битой бутылки. Также к недостаткам надувных лодок можно отнести их относительно плохую управляемость на высоких скоростях – сказывается плоское дно. Эту проблему один мой товарищ частично решил, засунув под разборное дно лодки от кормы до носа пластиковую трубу – вертлявости поубавилось.

  На просторах водохранилищ и крупных рек при троллинге очень помогает эхолот, ловля «вслепую» малопродуктивна. Для успешной рыбалки просто необходимо знать глубину в месте ловли и аномалии донного рельефа. Глубинные бровки, отмели-«банки», «столы» посреди глубин, ямы с коряжником – все это места возможной стоянки хищника, но без эхолота на «большой воде» их не обнаружить.

  Для ловли подойдет практически любая модель – и самый простой однолучевой, но надо учитывать, что при быстром перемещении по водоему в поисках перспективных мест не каждый прибор будет давать реальную картинку. Количество импульсов в секунду в этом случае должно быть не менее 30-ти. Если позволяют финансы – и GPRS-навигатор будет не лишним. Можно «забивать» координаты уловистых мест, прослеживать свой предыдущий маршрут и определять скорость движения.

Страницы: 1
Читают тему